10:20 

О Валар и майар в рамках данной игры

firnwen
Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
Довольно много теории и совсем немного практических приложений.
Если вы майа, то вам следует знать больше, а посему прошу вас пройти сюда: firnwen.livejournal.com/tag/%D0%9C%D0%BE%D1%80%... (если у вас нет ЖЖ-аккаунта - его стоит завести для чтения, если аккаунт есть, но все равно ничего не видно - стукнитесь к главстеру).
Если вы не майа, но хотите знать больше - приходите в мастерскую почту.
МГ выражает благодарность Ангелу intent-reader за теоретический концепт.

Теоретическая база
Валар - со-творцы Арды, создатели материальной Арды, хранители мироздания и каждого отдельного творения. Они оберегают детей Эру и Арду от зла и, видимо, отвечают за нее перед Эру.

Что говорит о Валар сам Толкин? Надо сказать, что в Письмах он уверенно так или иначе сопоставляет Валар с христианскими ангелами или языческими богами.
Циклы начинаются с космогонического мифа: «Музыки Айнур». Явлены Бог и Валар (или власти; в английском языке именуемые богами). Последние являются, скажем так, ангелическими силами, функция которых — осуществлять делегированную власть в своих сферах (правления и руководства, но не творения, созидания или переделывания). Они «божественны», то есть изначально пришли «извне» и существовали «до» сотворения мира. Их могущество и мудрость проистекают из Знания космогонической драмы, которую они восприняли сперва как драму (как в некотором смысле мы воспринимаем историю, сочиненную кем-то другим), а позже — как «реальность». С точки зрения чисто художественного приема это, разумеется, дает нам существ того же уровня красоты, могущества и величия, что и «боги» высших мифологий, которых, тем не менее, способен признать, — ну, скажем прямо, — разум, верующий в Святую Троицу. (письмо 131, к Мильтону Уолдману).
Многие из Валар очевидно соотносятся с тем или иным божеством различных мифологий. Сам Толкин, впрочем, в этом вопросе не придерживался какой-то четкой точки зрения - в письме, приведенном выше, он явно отождествляет их с богами языческих мифологий (уточняя, что это не препятствует вере в Единого Бога), и то же самое повторяется в письме к Питеру Гастингсу: Непосредственные «власти» здесь — Валар (Власти, или Блюстители): «боги». Но они — лишь сотворенные духи — высшего ангельского чина, сказали бы мы, с сопутствующими им меньшими ангелами — и, следовательно, достойны почитания, но не поклонения (Письмо 153, к Питеру Гастингсу, черновик). Однако в письме к А.Е. Кушману Толкин пишет немного иначе: В мифологии, что служит фоном для моих историй, «Богов» как таковых нет. Их место занимают сущности, именуемые Валар (или Власти): сотворенные существа ангельской природы, поставленные управлять миром. (Письмо 286, к А.Е Кушману).
Здесь вполне можно найти общую точку: Валар - это не собственно боги различных мифологий, а их прообраз. Как и во многих других случаях, Толкин в повествовании о Валар восстанавливал тот сюжет, который потом, пройдя многие метаморфозы, стал повествованием о языческих богах.
И в процитированных письмах, и во многих других Толкин говорит о Валар как о существах ангельской природы или как об «ангелических силах», причем в некоторых местах упоминает о различных рангах существ ангельской природы. Например, про Саурона говорится, что он был «гораздо более высокого ранга», чем Гэндальф или Саруман (См. Письмо 183). Под ангельской природой подразумевается в числе прочего и то, что Валар являются существами духовной природы, то есть бестелесны, а их зримый облик - только «фана» (в отличие от Детей Эру, которые имеют тело).

Это - то, что мы можем вывести из писем Толкина. А что мы знаем непосредственно из «Сильмариллиона»?
На самом деле мы знаем один очень сложный момент. Арда искажена волей Мелькора еще до начала своего материального воплощения, еще во время «музыки Айнур». То есть мир отпал от Творца еще во время Творения. И если Валар - хранители мироздания, а мироздание пало, то это не может не отражаться на них.
Валар, кроме одного, не отступали от Эру и всегда желали служить его воле. Однако они видимо, не знают волю Эру в каждый момент времени (Манвэ восходит на Таникветиль, чтобы узнать волю Эру). Валар могут ошибаться, у них может не хватать сил на что-либо.
Валар - это те из Айнур, которые особенно любят Арду, вернее, сильнейшие из таковых. Они - вторичные творцы Арды и хранят ее, именно в этом их служение. Возможно, их цель еще и в том, чтобы вернуть мир туда, откуда он отпал когда-то. Однако есть и другая цель - они очевидно пытаются создать в Арде Искаженной хотя бы небольшой оазис, искаженный чуть меньше - да, возможно, они терпят в этом неудачу, но кто знает, каким был бы мир без такого оазиса? Чем было бы Эндорэ без Валинора? В Валиноре единственная смерть вызывает боль и ужас на многие годы.
Арда искажена злой волей Мелькора, и поэтому Валар пришлось выбирать между постоянным общением с Эру и любовью к Арде. Они спустились в Арду с ведома и одобрения Эру, не отрекаясь от него (кроме Мелькора), однако им пришлось пожертвовать возможностью постоянно находиться у Источника силы и истины, каковым Эру является.
Отсюда следует то, что они могут ошибаться, у них может недоставать сил; можно предположить, что их силы постепенно убывают. Однако они не могут поступить намеренно злобно, не могут солгать, не могут напрямую заставить кого-то поступить против его воли.
Однако отсюда следует и то, что идея, которой проникнут мир Толкина - идея подвига и самопожертвования - начинается с Валар. С самого начала Арды.

Далее следуют наши мастерские представления на стыке теории и практики, уже непосредственно к данной игре и в основном о майар.

Все, что сказано о Валар, можно сказать и о майар - кроме, пожалуй, ранга и мощи. Майар - младшие айнур, менее сильные и, возможно, в чем-то меньше знающие о замысле и воле Создателя. Айнур на нашей игре представлены в основном именно майар, "народом Валар". Переводя на язык прикладной игромеханики, это частные аспекты стихии, которой родственны эти майар. И здесь стоит сделать отступление о том, каковы же сферы ответственности Стихий, ибо не всегда эти сферы ответственности можно свести к "специализациям" языческих богов.
(Внимание: далее следует мнение мастеров, не подтвержденное текстами Толкина полностью и дословно, но и не опровергаемое ими. Для игры оно принимается за рабочую версию.)

Манвэ - это ветер, воздух, дыхание. Но также он - дух и дуновение - то, которое в ветхозаветном и христианском Писании означает присутствие Создателя. Среди его майар есть ветра - и есть птицы, парящие над миром. Его глашатай и ближайший помощник Эонвэ суть ветер: дыхание, движение, присутствие, самоотречение и свобода. Но также Манвэ - Король Мира, и этот его лик - власть и ответственность, в пределе неотделимые друг от друга. Воля Манвэ - прямое продолжение воли Единого, насколько она может быть слышна в мире созданном и материальном, и это верхний предел любой земной власти.
Варда - весь свет мира, как простой, так и божественный, именуемый у христиан Благодатью. Ее майа Ильмарэ - безжалостный звездный свет и высшие подзвездные сферы, "небо звезд" с его предельно разреженным воздухом.
Ульмо - все воды всего мира, и вне материи как таковой - все, что может течь и изменяться. Его майар Оссэ и Уйнэн - прибрежные воды и шторма, течения и потоки; но кроме того Оссэ - ярость и непокорство, Уйнэн - постоянство в изменчивости.
Аулэ - земные недра, твердь, тектоника. Все, что кладут в понятие "геология" и сверх того довольно много от физики. Его же область - мастерство и искусство, "все, что делается руками". Вероятнее всего, балроги - живое пламя или даже живая плазма - были когда-то его майар, и Саурон - порядок и упорядоченность от строя нот до кристаллической решетки - был от Ауле, прежде чем сменил сторону.
Йаванна - биология. Вся - "все, что дышит и растет". Палуриэн Владычица Плодов - только одна ее грань, но и об остальных забывать не стоит. Пелландир, ее майа, который присутствующий среди персонажей игры - воплощенная видовая изменчивость, его сфера ответственности - мутации и выживание.
Оромэ - стремление к цели. Не только и не столько охота, сколько возможность выбрать или обрести цель и задачу и идти к ней. Осознание границ - как территориальных, так и личностных, готовность их уважать и готовность их охранять. Устранение недолжного, требовательность и жесткость равно в охране всего, что принято под ответственность, и в достижении выбранной цели. Охота, погоня, звери, птицы, леса - его владения, но не со стороны биологии, а со стороны динамики, в каком-то смысле - естественный отбор без антропоцентризма. :)
Нэсса - движение и подвижность как таковые; движение безотносительно цели, процесс, не требующий результата (хотя и допускающий его - просто это ничего не меняет). "Жизнь длящаяся". Ее же область - искусство как порыв души, не требующий приложения рук: танец и песня (хотя это, конечно, уже очень частный случай).
Вана - не только юность, но также обновление природы, искренность, ясность, и в этом последнем она родственна Варде.
Вайрэ - память и время. Все, что происходит во времени, несет ее прикосновение. Это не только прошлое, запомненное или записанное (здесь - гобелены Вайрэ!), это время длящееся и бесконечное, история как нечто совершающееся, память как пространство для времени.
Ирмо - пространство, в котором времени нет. Не только безвременье или застывание вне течения времени, не только покой, но также пространство вероятностей и "время вне времени", возможность остановиться - как для того, чтобы взглянуть отстраненно, так и для того, чтобы в должный миг двинуться дальше. Не только сон и сны, но сон, сны и грезы - самое понятное и доступное для воплощенных. Известный нам по "Валаквэнте" аспект исцеления проявляется у Ирмо через необходимый живому покой, возможность выдохнуть и отдохнуть - зачастую этого бывает достаточно. И там, где исцеление невозможно до поры, покой Ирмо сохранит от дальнейшего ухудшения состояния. Но не стоит забывать и обо всем прочем, что связано с пространством вероятностей - например, об игре и радости игры. :)
Эстэ - исцеление во всех его формах и видах. Покой исцеляющий - в том числе (и потому ее земля - Сады Ирмо), но в той же мере и все, что можно употребить, чтобы сделать сломанное и искаженное - целым. От hastaina не к alahasta, ибо такое невозможно во времени, но к envinyanta. В области Эсте Искажение проявляется как излечение без сострадания, без стремления помочь - только чтобы продолжить применение излеченного. (И это касается не только пленников в каком-нибудь Ангбанде, это касается и, например, восстановления истощенной земли.)
Ниенна - жалость и милосердие. Ее область - не только способность сострадать, но также способность прожить и принять свое горе, оплакать и отпустить прошлое. Она одинока - потому что в конечном итоге каждый оказывается со своим горем и болью один на один. Тексты говорят нам о других именах Ниэнны: Нури - вздох, Фуи - тень или тьма, Хэскиль - зима, и Квалмэтари - госпожа смерти. Так получается, что все темные и тяжкие лики, какими может повернуться мир к живущему, собраны под ее крылом, и она ведет через долины тени того, кто действительно стремится пройти их, даруя стойкость, помогая встретиться с темным и страшным в своем сердце.
Намо - персонификация того Закона, который структура мира, локализованное отражение закона мироздания в пределах мироздания. Именно поэтому Намо берет на себя задачу решать судьбы умерших: обнаженная фэа, лишенная покровов материи (= фактора, искажающего "передачу"), оказывается лицом к лицу с мирозданием и его Законом (= тем, как мир создан и стоит). Таким образом, именно поэтому приговор Намо - не столько "судебное решение", сколько приоткрывание фэа ее "странички" / мелодического отрывка: Намо видит эту фэа во всей ее цельности и во всем ее искажении, и предъявляет ей информацию и структуру, соответствующую ее текущему состоянию. Для Намо нет времени как процесса, хотя он и может оперировать им как понятием, и даже может в нем пребывать. Суд Намо не знает жалости именно потому, что жалость и милосердие - то, что над Законом.
Тулкас приходит на Арду как защитник, как воин, и там, где Оромэ - погоня и охрана, Тулкас - нападение и защита. Чистая радость боя, преодоление страха, ярость без ненависти, воинский долг как проявление любви, белое пламя в его сущности и пределе. Таковы и его майар - Макар и Мэассэ.


Очевидное-невероятное,
или
"Чего вы не хотели знать о Валар и майар, но придется".

В рамках данной игры:
- власть Валар - это прежде всего сектор ответственности в рамках мира (в том числе поэтому Моргот уже не Вала - он бросил свою ответственность) и те составляющие мира, которые этот Вала пел. Сектор ответственности может быть довольно обширным и разнообразным внутри себя. Сектора могут пересекаться. На стыке секторов может происходить интересное - от образования облаков до возникновения фундаментальной науки.
- майа - это право, ответственность и реализация оных права и ответственности за некий конкретный аспект в пределах темы его Вала.
- Валар благи. Злонамеренных Валар не бывает (и поэтому тоже Моргот уже не Вала). Конспирологических теорий о злых/нехороших/коррумпированных/etc Валар нет. Зато бывает на эту тему мифология, пропаганда и состояние аффекта.
- Мелькор Моргот - единственный злонамеренный представитель Стихий. За то и исключен из числа Валар, поскольку Вала - это не только категория мощности, но и должностные обязанности.
- Валар и майар могут состоять в браке. Для большинства Валар упоминается супруг/супруга, меньшинство - Ульмо и Ниэнна, у которых нет пары вообще. Супружеская измена и иные подобные связи вне и вместо брака для Валар и майар невозможны как явление. Потому что вообще не про это.
- Единственный на момент игры случай брака майа и эльда - Тингол и Мелиан. Других нет.
- Единственный на момент игры ребенок майа и эльда - Лютиэн. Других нет и не было.

@темы: Концепты и теория

Комментарии
2015-06-21 в 12:13 

Синдамирэ
"Я - сиреневое пламя, я - струна на ветру, я - Господень скоморох, меня любит Господь!"
Если Моргот уже не Вала, то Саурон тогда - уже не майа?:hmm:

2015-06-21 в 12:17 

firnwen
Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
Синдамирэ, смотрим внимательно: Моргот не причислен более к Валар (это канон, Сильм) - потому что забил на свою ответственность ради власти (это наш вариант объяснения). Меняется в первую очередь не мощность, а место в иерархии: Моргот попытался оказаться вне ее. Саурон свою ответственность никуда не девал, место в иерархии Сил у него не поменялось, поэтому у него нет причин меняться в статусе. Просто сменил научрука. :)

2015-06-21 в 12:19 

Синдамирэ
"Я - сиреневое пламя, я - струна на ветру, я - Господень скоморох, меня любит Господь!"
Т.е. Саурон плох, потому, что плохого научрука выбрал??:duma2:

2015-06-21 в 12:21 

firnwen
Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
Синдамирэ, нет. Потому что фигню творит.

     

Здесь будет море - 2015

главная