15:24 

Дор-Ломин, часть 2: нравы, законы и обычаи

firnwen
Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
Дор-Ломин. Земля на юге Хитлума. С юго-востока ее ограждают горы Эред Ветрин, с запада – Эред Ломин, с северо-востока – горы Митрим, на севере Дор-Ломин граничит с землей Митрим, северной частью Хитлума. Климат здесь, как и во всем Хитлуме, холодный и дождливый. Местность эта довольно холмиста и отчасти покрыта редколесьем, хотя встречаются и довольно обширные равнины. Ближе к предгорьям лес становится гуще и выше. С гор сбегают многочисленные, но небольшие ручьи и речушки, питающие местные озера.
Изначально Дор-Ломин был населен немногочисленными синдар, в основном бродячими, к которым позже присоединились столь же немногочисленные нолдор. В этих краях держал крепость государь Фингон, но было это до Битвы Внезапного пламени.


Хадоринги: как было

Первые люди появились в этих краях, когда Хадор привел на службу государю Финголфину третье из племен эдайн. Тот и даровал людям Дор-Ломин, чтобы они могли жить в этой земле по своему разумению, предводительствуемые своими вождями, хоть и в добром соседстве с эльдар. В те времена многие сыновья народа Хадора служили Крепости Источника конно и оружно, охраняя как Дор-Ломин, так и северные рубежи Хитлума.
На культуру и уклад этого народа очень сильно повлияло близкое соседство с нолдор, хотя всегда сохранялись и самобытные черты.
В те времена люди селились по всему Дор-Ломину большими хуторами, как правило, по принципу родовой общины. Несколько стоящих рядом домов под охраной ограды, в центре - большой общинный дом: жилище главы рода и место общих праздников и сходов. Строили из дерева и камня, причем зачастую смешивая эти два материала. Постройки всегда украшались богатой и сложной резьбой.
Отдельные родовые поселения напрямую подчинялись общему вождю (Хадору, Гилдору, Хурину…). Но важные вопросы, касавшиеся всего народа, вождь решал не в одиночку, а общим сходом старейшин от самых крупных и уважаемых родов, а также Мудрых.
Основними занятиями населения были земледелие и скотоводство. Выращивали преимущественно "северные" зерновые, огородничали, держали коз и свиней, разводили лошадей. В зависимости от близости к лесу или горам промышляли рыбной ловлей, бортничеством, охотой.
В одежде преобладали лен, кожа, шерсть, мех. Цвета неяркие, охристые. В качестве украшений и мужчины, и женщины носили тканые пояса. В их узорах и в вышивках, богато украшавших даже самую простую одежду, могла быть рассказана история целого рода. Праздничную одежду шили из «эльфийских» тканей, более ярких, более тонкого плетения, для ее украшения использовали бисер, а то и поделочные камни. Обычно одежда женщин и мужчин отличалась только длиной и наличием штанов, и представляла собой т-образные рубахи, верхнюю и нижнюю, дополняемые штанами или фартуком, а в холодное время плащом. Обувались в кожаные сапоги или ботинки.
Среди прочих племен хадоринги всегда выделялись светлыми или рыжими волосами и очень высоким ростом - а еще вспыльчивым, но отходчивым нравом, любовью к шумным застольям, на которых брага лилась рекой, а также гордостью и упорством, что заставляли их в лихие годы так же без счета лить кровь - и свою, и вражескую.

В семейном и общественном укладе хадорингов основополагающими были такие вещи, как:
- уважение к старшим;
- уважение к женщине при общей патриархальности;
- моногамность и редкость «разводов»;
- святость закона гостеприимства;
- верность данному слову.

В сакральной стороне жизни хадорингов причудливо переплелись, с одной стороны, вера в могущественных и благих Валар, основанная на поведанном им эльдар, с другой - типичный уже для самих людей культ предков и сакрализация природы.
Праздники и обычаи, с ними связанные, по сути делились на Малый Круг хозяйственного года, и Большой Круг человеческой жизни. Праздновали солнцестояния, равноденствия, начало и конец сезонных работ. Сложные и красивые обычаи были связанны с рождением, хождением в возраст, свадьбой и смертью человека. (Подробнее будет отдельной статьей).
Разговорным языком всегда оставалась по преимуществу талиска, хотя синдарин был распространен практически повсеместно. Эльфийские корни в человеческих именах встречались очень часто, порой причудливо смешиваясь с собственно хадорингскими. А вот письменность была скорее редкостью, и владели ей немногие. Зато устная традиция сохранения знаний, принесенная людьми еще из Великого Похода, в Дор-Ломине присутствовала в полной мере. Как среди Мудрых (по преимуществу это были женщины, часто незамужние), бывших хранительницами мудрости предков, собирателями новых познаний и наставниками следующих поколений, так и в обществе в целом. Хадорингское право полностью опиралось на Слово и существовало скорее как закрепленная в устной форме традиция, чем как свод законов.
Законы людей были просты и зачастую суровы, но редко жестоки. За почти все провинности предусматривалась разного размера вира, и только убийство и клятвопреступление в особо серьезных случаях могли караться изгнанием. Изгнанного не преследовали, но клеймили, и такому человеку никто не дал бы уже крова или еды. Довольно обычным в случае тяжких обвинений был суд поединком. Как правило, судьбу преступника решали старшие и уважаемые члены рода. Впрочем, серьезные преступления среди народа Хадора в те времена были большой редкостью.
Прочие же вопросы - договоры, вопросы наследования и прочее – решались между теми, кого касались напрямую, по принципу Слова или, в особо важных случаях, Клятвы.


Вастаки: как было

Племена вастаков появились в Белерианде после Битвы Внезапного Пламени, в 463 году. Некоторые из них (племя Ульфанга) втайне уже находились под властью Моргота и пришли в западные земли, повинуясь его зову - однако не все. Появление вастаков не было неожиданностью для эльфов Белерианда - гномы Эред Луин предупреждали Маэдроса о приближении с востока новых людских племен.
Видя растущую силу Моргота и нуждаясь в союзниках, Маэдрос заключил союз с наиболее могущественными племенными вождями вастаков, Бором и Ульфангом, и предложил им свою дружбу, а также выделил им земли в Лотланне, к северу от Рубежа Маэдроса, и к югу от него. Моргот увидел в этом выгоду для себя, полагая, что вастаки впоследствии предадут нолдор. Надежды его оправдались лишь частично. Вастаки и эдайн не любили друг друга, но встречались редко, поскольку вастаки жили в Восточном Белерианде, а Эдайн к тому времени сосредоточены были в основном в Хитлуме и Бретиле.
Вастаки племени Бора следовали за Маэдросом и Маглором, а племя Ульфанга - за Карантиром, которому они поклялись в верности. В последние годы перед Нирнаэт по зову Бора и Ульфанга в Белерианд пришли с востока и другие их родичи.
Перед началом Нирнаэт Арноэдиад, согласно ранним источникам, Моргот отправлял к вастакам, особенно к племени Ульфанга, своих посланцев. В ходе Нирнаэт Арноэдиад вастаки племени Бора сохранили верность эльфам, но племя Ульфанга предало их, перейдя на сторону Моргота. Эльфы считали, что, не случись этого, Нирнаэт могла быть выиграна. Помимо этого, многие вастаки просто бежали с поля боя. После Нирнаэт Моргот нарушил обещания, которые дал вождям племени Ульфанга, и поселил их в пределах Хитлума, запретив им покидать его: тех, кто покидал Хитлум, убивали. Осев в Хитлуме, вастаки поработили остатки людей Дома Хадора. Хотя они более не питали любви к Морготу, однако из страха продолжали служить ему.
Вастаки Ульфанга были кочевниками. Останавливаясь на новом месте они разбивали свои шатры из выделанных шкур скота, который разводили и выпасали на степных просторах в окрестностях стойбища. Если им доводилось останавливаться в домах, то делали они это с крайней нехотой, равно как неохотно пользовались скамьями и стульями для сидения, а столами для еды и иных дел, поскольку мебели не было среди их домашней утвари.
Этот народ никогда не избирал себе единого вождя, но каждым племенем, большим или малым, правил свой предводитель с опорой на шамана и совет старейшин. Одно племя обьединяло, как правило от нескольких семей до нескольких десятков родов, чье положение внутри племени разнилось в зависимости от достатка и влиятельности. Разные племена не питали любви друг к другу, и между ними были часты междоусобицы.
По преимуществу вастаки занимались скотоводством и, существенно меньше, коневодством. Так же в ходу были собирательство и охота, в том числе с соколами.
Характерные элементы костюма вастаков - многослойность, долгополая верхняя одежда, войлочные, валяные и вязаные вещи. Характерные особенности стиля - меховая отделка, яркие аппликации, заимствованный когда-то у гномов яркий пояс-кушак, подсмотренная у гномов же отделка яркими кистями. Признаками высокого статуса у вастаков могут служить изображения зверя-покровителя на одежде, несколько дополнительных слоев одежды, массивная пектораль. Признаками богатства могут служить меховые элементы одежды, обилие металлических украшений и украшений с камнями, рубашки из тонкого полотна, вещи гномьей или эльфийской работы, жемчуг.
Внешне эти люди были невысоки ростом, крепко сбиты, с длинными и сильными руками. Глаза и волосы у них темные, кожа смуглая или желтоватая. Вастаки могут показаться излишне вспыльчивыми и шумными, как их порабощенные соседи, но, в отличие от тех же хадорингов, они мстительны и не склонны прощать обид, и добиваться своего будут скорее хитростью, чем идя напролом.

Вастаки:
- почитают старших мужчин рода;
- придерживаются строгого патриархата;
- в семейном укладе предпочитают многоженство, если только могут себе это позволить;
- чтут закон гостеприимства;
- уважают ум, хитрость и «жилку дельца».

Этот народ в массе своей никогда не принимал культуру эльдар и не придерживался их возрений на мир в сакральном смысле, даже если порой могло показаться иначе. Среди вастакстких племен очень силен культ предков и культ духов-животных, зачастую тесно переплетенные. Так, у любого племени есть зверь-прародитель, довольно часто это крупный хищник (например, волк), которого чтут и на покровительство которого уповают.
Обряды и обычаи вастаков строятся вокруг лунного календаря и соответствуют культам предков и покровителей. Не только крупные события в жизни человека (рождение, вхождение в возраст, свадьба, смерть), но и менее значительные (сведение племенных жеребца и кобылы, крупное приобретение и т.п.) сопровождаются ритуалами, направленными на выяснение мнения духов и получение их благословения.
Наречия вастаков, по крайней мере, наречия племен Бора и Ульфанга, не родственны языкам эдайн. При выборе имени мальчику обязательно используется родовой корень, общий для всех мужчин рода, в женских именах могут быть вариации. Большинство вастаков также может изъясняться на предельно упрощенном ломанном синдарине.
Законы вастаков были и остаются довольно жестокими, поскольку такова была их повседневная кочевая жизнь. За сравнительно легкие проступки можно было отделаться вирой; вира назначалась и за проступки более серьезные - но такую уже мог уплатить далеко не каждый. Поэтому те, кто победнее, зачастую получали плетей, а за кражу скота и вовсе могли лишиться руки. Нередка была и кровная месть.

Так было. А стало…


...и все жутковатые промежуточные формы.

С Нирнаэт Арноэдиад прошло 68 лет. Хадоринги порабощены. Вастаки заперты в непригодном для кочевников краю. Так или иначе уклад жизни обоих народов претерпел значительные изменения, какие и насколько - зависит не только от народа, но и от конкретных обстоятельств. Поэтому степень сохранности культуры и собственного отношения к этносу – индивидуальна не только для каждого рода, но и для каждого его члена.

Что же касается общего социального устройства, то:
- вастаки по-прежнему живут отдельными племенами;
- хадоринги, как правило, живут или деревнями (принадлежа местному вождю или зажиточному вастаку, но ведя свое хозяйство), или на дворе у хозяина (уже полностью на рабском положении);
- хадоринги платят довольно внушительную дань, главным образом продуктами питания и плодами ремесла;
- вастаки так же выплачивают довольно внушительный налог Северу;
- "довастакские" хадорингские обычаи, особенно поклонение Валар, довольно жестко преследуются;
- втайне старые обычаи сохраняются во многих хадорингских семьях, но почти никогда - среди дворовых рабов;
- рабовладение - норма, но работорговля в целом развита слабо, в силу различных причин;
- в общем случае вастаки относятся к хадорингам как рачительный хозяин к рабочей скотине, т.е. держат в строгости, но портить просто развлечения ради вряд ли станут;
- последствия восстания десятилетней давности с одной стороны пошатнули власть вастаков, а с другой сделали ее более жестокой и деспотичной.

Что касается разговорного языка, то между собой вастаки говорят на родном наречии, хадоринги - на талиске и упрощенном синдарине. Рабы-хадоринги неизбежно оказываются вынуждены освоить "бытовую версию" языка хозяев, но в целом изучение вастакского наречия так же не приветствуется среди хадорингов, как и изучение талиски среди вастаков. По сути, "язык международного общения" - ломаный синдарин, хотя в деревнях со смешанным населением бытует и жутковатая разговорная смесь всех трех языков.

@темы: О локациях и регионах, Дор-Ломин

   

Здесь будет море - 2015

главная