Немного истории
Гномы с самого начала времён были известны по всему Белерианду как искусные торговцы и мастера. Королевские роды эльфов не стеснялись заказывать наугрим («низкорослым») оружие, доспехи и украшения. Нолдор Первого дома и авари водили с гномами дружбу, среди них - Куруфин, сын Феанора, и Эол Тёмный Эльф. Эльфы, любившие море, выменивали у гномов самоцветы на огромные жемчужины. Так жили поколение за поколением, пока не грянул гром.
В конце Первой Эпохи наступает своеобразный перелом в отношении гномов и нолдор - гномы Белегоста начинают принимать участие в войнах, идущих на поверхности: они вступают в Пятую Битву под знамёнами Маэдроса. В то время на троне был Азагхал, правитель редкостно доблестный, но, по мнению соседей из Ногрода, и редкостно безрассудный. Хотя его безрассудство принесло свои плоды: все кузнецы Синих гор получили заказы каждый по своему умению и ковали оружие для Союза Маэдроса.
В Пятой битве Азагхал пал, тяжело ранив дракона Глаурунга, и власть перетянул на себя ногродский правитель Наугладур. Фигура его до сих пор вызывает споры не только между Ногродом и Белегостом, но и между отдельными семьями. Меньшинство считает Наугладура героем, который защитил древний священный принцип «Что моими руками сделано, то моё», а большинство (и среди них в основном белегостцы) - сумасшедшим. А дело было так.читать дальше
После того, как Берен и Лютиэн ушли из Дориата, а Хурин, наоборот, туда наведался, владыка Тингол остался один на один с двумя величайшими сокровищами Первой Эпохи - Сильмарилем и ожерельем Наугламир, которое гномы изготовили для Финрода Фелагунда вскоре после (или во время) строительства Нарготронда. И Тинголу пришла в голову мысль совместить два сокровища в одно, для чего он обратился с просьбой к ногродским гномам-мастерам. А надобно отметить, что гномы в те времена подолгу жили у Тингола в Менегроте и, более того, в путешествие отправлялись, будучи хорошо вооружены и большими отрядами.
Однако Тингол как-то позабыл учесть одно обстоятельство, которое, при столь долгом общении с гномами, было бы легко предугадать: гномы, увидевши Наугламир, "произведение рук своих отцов", и оценивши прекрасный свет Сильмариля, решили, что такими вещами неплохо бы обладать им самим, однако вежливо промолчали об этом своём желании и взялись за работу.
Когда же обновлённый Наугламир был готов (и стал невероятно красив), гномы сказали Тинголу, в это время примерявшему ожерелье: почто это, мол, Наугламир должон тебе достаться, если не ты его ковал и не тебе он предназначен? Тингол вскипел, увидев, что на самом деле гномами движет алчность, и на свою беду отметил, что мастерам, видать, голову кувалдой отшибло в детстве (отчего они такие низкорослые), да и происходят они из народа, который копошиться в земле начал, когда Перворожденные эльфы уже были высокоразвитым народом. Гномы вскипели в ответ, и попросту его пришибли, после чего взяли Наугламир и направились к Синим Горам. Однако до Синих Гор добрались очень немногие, ибо их преследовала смерть, а Наугламир был у них отобран и принесён Мелиан.
Двое выживших гномов добрались до Ногрода и стали рассказывать, как гномов в Дориате вырезали по приказу Тингола, и что, вообще, надо мстить за это жуткой местью. Гномы Ногрода, конечно же, немало взволновались из-за смерти своих родичей, помимо всего прочего, бывших великими мастерами - даже бороды на себе некоторые рвали, и было решено идти и мстить. Гномы Белегоста оказались несколько благоразумнее и в Дориат идти отказались.
Войско Ногрода во главе с Наугладуром беспрепятственно вошло в леса Дориата, добралось до Менегрота и устроило там битву, в которой погибло много и гномов, и эльфов. Наугламир с Сильмарилем гномы взяли с собой и направились домой.
Однако положение изменил Берен. К нему прибежал дориатский гонец и доложил, что в Дориате - резня. Берен взял руки в ноги, собрал друзей-оссириандцев, и у брода Сарн Атрад дал гномам бой, самолично убив Наугладура. Умирая, гордый узбад от души проклял сокровища, которые не принесли ему ничего, кроме странной славы, и с чувством выполненного долга испустил дух. После этого боя до Ногрода не добрался ни один гном - немногих выживших в битве загнали в тёмные леса Эред Линдон Пастыри Древ. А проклятые сокровища Берен, словно в насмешку, скинул в реку.
Впрочем, слухи о том, что это Берен уничтожил войско Ногрода, добрались до тамошних женщин и детей. Любви к людям в целом у гномов резко поубавилось, а небольшая гномья община раскололась надвое.
Нынешнее положение дел, обычаи и нравы
Ногрод и Белегост, раньше жившие как одно единое государство, сейчас в раздрае.
Есть Белегост - славный город, любимец эльфов и людей, с героически павшим королём, умеренной внешней политикой, скорее дружелюбной, и хорошим, тренированным в боях с орками войском.
И есть Ногрод - пасынок судьбы, жадный в торговле, почти на корню уничтоженный подлостью эльфов и людей. Сколько прекрасных кузнецов погибло, зарубленных мечами, выкованными их же руками? Сколько кольчуг гномьей работы носили эльфы и защищались этой бронёй от ударов топоров в битве в Менегроте?
Военные события последних сотен лет сократили численность гномов в несколько раз. Гномы плодятся медленно, поэтому сейчас Белегост численно перевешивает Ногрод втрое. У Белегоста сильная и достаточно большая армия, которая может прикрыть оба города в случае атаки орков. В Ногроде основное население - женщины и дети. Старики уже поумирали, а мужчин почты всех перебили. И если белегостцы могут выжить и так, худо-бедно торгуя с людьми, то среди народа Ногрода есть те, кто не верит в счастливое будущее Синих гор.
Возглавляет это течение мать Наугладура. Она и её приверженцы считают, что необходимо переселяться в более сильный и безопасный Кхазад-Дум. А чтобы не выглядеть при этом бедными родственниками, привести с собой если не сильное войско, так хоть мастеров-кузнецов и золотых дел мастеров. Вместе с запасом стали и золота, конечно.
Нынешний узбад Белегоста тихо посмеивается, глядя на это безумие, и крутит пальцем у виска. Ничего удивительного, бабка сына потеряла… Однако, к её словам прислушивается всё больше гномов. С каждым годом торг беднее, эльфы - слабее, а орков с Севера прёт всё больше...
Что до нравов в целом, то у гномов очень устойчивая мораль с простыми и немногочисленными правилами, которая позволяет им жить при полном отсутствии законов. Мораль и правила поведения в обществе прививаются гномам с самого детства, и нет ни одного упоминания о гноме, нарушившем хоть один гномий обычай в ущерб своим родичам.
У гномов считаются совершенно нормальными проявления праведного гнева, месть обидчику, алчность.
Что касается морального кодекса гномов, то известны следующие правила:
1. Гномы не прощают. Обидчикам они жестоко мстят, и если нет возможности отомстить сразу же, то гномы готовы ждать удачного случая столетиями. Однако у этого правила есть и оборотная сторона: многие гномы вспыльчивы и легко поддаются даже на примитивную провокацию.
2. Гномы не предают. Если у гномов есть союзник, они будут верны ему до самой Дагор Дагоррат. Однако, если речь идёт о сотрудничестве между отдельными поселениями, то союзники гномов Кхазад-Дума не будут таковыми для гномов Синих гор, пока не докажут, что синегорские гномы тоже могут получить пользу от такого союза.
3. Гномы поддерживают друг друга. Связь между поселениями гномов поддерживается по возможности регулярно, и даже если она прерывается, гномы всегда придут на помощь родичам, если получат такую просьбу.
4. Гномы не доверяют чужакам. У гномов есть множество способов сокрытия информации от других народов: собственная сложная пиктографическая письменность, кхуздул, тайный язык знаков иглишмек, лунные руны. Гном никогда не откроет чужаку ни один секрет, и далеко не всё он будет готов рассказать даже своим друзьям из людей или эльфов.
5. Гномы не выдают секретов. Множеством знаний о подземном мире Арды обладают гномы, и никто не может сравниться с ними в большинстве ремёсел – в частности, ещё и потому, что они не раскрывают секретов своего мастерства. Даже под пытками гном не выдаст того, что должно остаться тайной.
6. Гномы не забывают. О дурных и хороших поступках гномы помнят вечно, передавая эту память из поколения в поколение. Так же крепко хранятся и традиции – кхуздул с самого сотворения гномов остался таким, каким был, и сказания гномов не менялись тысячелетиями. Многие вещи, не связанные с окружающим миром, гномы делают так, как делалось встарь.
7. Гномы не подчиняются и не сдаются. Только безумного гнома (каких крайне мало) можно захватить в плен живым. В Первую эпоху гномы презирали карликов и считали их бесчестными именно за то, что те готовы были сдаться на милость победителя, лишь бы остаться в живых.
8. Гномы требуют виру. Вира – это выкуп, который преступник обязан выплатить за своё преступление. Как правило, виру платят за убийство (даже непредумышленное), и она должна быть тем больше, чем более знатным и доблестным считался покойный. Виру гномы могли требовать и с других народов, угрожая выбором между выкупом и резнёй. Что же до внутренних вир, то гномы не убивают друг друга (и никогда не воевали меж собой). Скорее всего, виру могли потребовать после драки, если причинённое увечье было серьёзным. Фактически, вира – это цивилизованный способ отомстить, а ни один гном никогда не откажется от мести, если для неё есть причина.
Самые впечатляющие обычаи гномов, отличающие их от остальных народов:
· Гномы передают клятвы внутри своей семьи. За исполнение клятвы, данной гномом, несут ответственность его дети, родители и братья, а не только он сам.
· Гномы считают, что произведение рук мастера является собственностью мастера, его семьи или рода, если заказчик этого произведения умер. Поскольку каждое произведение для гнома – как ребёнок, то мастера очень ревниво относятся к ним.
· Гномы выходят воевать, закрывая лица. Боевые шлемы гномов оснащены масками, полностью закрывающими лицо. На такую маску зачастую наносится изображение лица, искажённого в злобной гримасе.
· Гномы ведут запись важных сведений с помощью лунных рун или собственного «тайного» языка – кхуздула. Настоящие тайные знания гномов доступны только гномам и их ближайшим союзникам.
Что гномы знают об окружающем мире
Этими знаниями о мире обладают все гномы. Торговцы, часто бывающие на поверхности, знают намного больше.
Хороший торг - в Эстоладе и на юге, в Семиречье. Заморские эльфы практически не торгуют, продавать им нечего. Сейчас гномы с помощью торговли в основном добывают пропитание и одежду, однако, поползли слухи, что теперь можно и камень красивый выторговать или золотые монеты, если знать, с кем торговать.
Запретные места - Дориат на западе и земли на севере. Синдар и орков гномы ненавидят примерно одинаково, и потому в эти земли могут пойти только с большим вооружённым отрядом. Но зачем?
Спокойные места - на востоке от Синих гор. За дикими, заросшим дремучими лесами краем в месяце пути каравана лежит Кхазад-Дум. А лучше Кхазад-Дума нет города во всём мире.
Что мы знаем о гномах Синих Гор
Внешность
Гномы - маленькие и коренастые. Различить их по возрасту и даже по полу достаточно сложно. Мужчины носят бороду и никогда её не стригут. Женщины и дети бород не имеют, из-за чего женщин с детьми часто путают. Фигуры и голоса (довольно грубые) у всех гномов похожи, вне зависимости от пола. Опознать возраст гнома можно визуально: до 20 лет у гнома не растёт борода, до 40 лет он бородат, но носит тонкую цепь на шее, до 250 лет выглядит, как в 40, но одет побогаче, а к 260 обычно уже дряхл и ходит с костылём. Если вообще ходит.
Зато вычислить род гнома можно с лёгкостью: например, Широкозады обладают волосами каштанового или чёрного цвета, а вот Огненнобороды все сплошь рыжие.
Одежда и предметы обихода
Покрой одежды у гномов максимально прост, вещи сидят свободно и не стесняют движений. Одежду гномы шьют сами, покупая у людей небелёный лён, шерстяные ткани и кожу, а потом окрашивая их минеральными красителями.
Наряд гномов обоих полов одинаков и в норме состоит из следующих элементов:
- худ, который может быть украшен вышивкой.
- рубаха, тоже иногда с вышивкой вдоль края рукавов и подола.
- кушак, украшенный металлическими накладками из золота или серебра.
- штаны (порты или шаровары) обычно тёмного цвета
- башмаки, высокие и тяжёлые. Говорят, в носки гномы вставляют металлические пластины, чтобы пальцы о камни не оббивать.
Иногда гномы носят плащ или накидку без рукавов (в том числе, кожаную), а также элементы доспеха поверх обычной одежды (например, кольчугу или наручи).
Гномы склонны носить украшения отдельно, а не украшать одежду. Обязательным украшением для любого состоятельного гнома является толстая золотая цепь, носимая на шее. Без такой цепи гном - не гном. Если у гнома нет золотой цепи, он автоматически считается бедным. Также гномы могут носить кольца, перстни, браслеты, серьги. Кончик хвоста худа у самых богатых гномов может быть украшен кисточкой золотого или серебряного цвета.
Язык
Гномы говорят на языках тех народов, с которыми торгуют. Активный торговец будет говорить и на языках людей, и на синдарине. Орочью речь гномы не учат и не понимают.
Людям известно, что у них есть свой собственный язык, кхуздул, но как гномы говорят на нём, никто не слышал. Знают только, что свои королевства гномы называют Тумунзахар и Габилгатол, а самих себя - кхазад. Ну и имена у них у многих тоже кхуздульские. Записывается кхуздул пиктографическим письмом и все эти записи сурово прячутся от посторонних глаз.
«Открытый» язык гномов - это иглишмек, жестовое наречие. Был придуман для использования в забоях и на горных склонах, когда слышимость близка к нулю, а теперь вовсю используется для переговоров на глазах у покупателей.
Чего нет
- бородатых женщин и детей
- безбородых взрослых мужчин
- лысых, глухих и татуированных гномов
- имён на языках людей (Балин, Двалин и пр.)
- гномов без производственных профессий (писцов, лекарей и пр.)
Что можно почитать
"Квэнта Сильмариллион", глава 2 "Об Ауле и Йаванне", глава 10 "О народе синдар", глава 22 "О разрушении Дориата"; глава 25 "О Кольцах Власти и Третьей Эпохе"
Властелин Колец (Предисловие, Приложения A и F)
Неоконченные сказания (главы "История Галадриэли и Келеборна" и "Поход на Эребор")
История Средиземья (том 11 “Война самоцветов”, часть 2 “Поздняя «Квэнта Сильмариллион» (продолжение)”, глава 13 “О гномах”; том 12 “Народы Средиземья”, часть 1, глава 9 (IV) “Народ Дурина”, часть 2, главы 10 “О гномах и людях” и 13 “Поздние работы. О Глорфинделе, Кирдане и других предметах”).
Кто нужен
- король Ногрода - юный гном или старик.
- 3-4 мастера в Ногрод.
- в том числе родичи тех, кто ходил с Наугладуром и не вернулся.
- Белегост. Весь или почти весь.
- участники обороны на Долмед.
О гномах
Немного истории
Гномы с самого начала времён были известны по всему Белерианду как искусные торговцы и мастера. Королевские роды эльфов не стеснялись заказывать наугрим («низкорослым») оружие, доспехи и украшения. Нолдор Первого дома и авари водили с гномами дружбу, среди них - Куруфин, сын Феанора, и Эол Тёмный Эльф. Эльфы, любившие море, выменивали у гномов самоцветы на огромные жемчужины. Так жили поколение за поколением, пока не грянул гром.
В конце Первой Эпохи наступает своеобразный перелом в отношении гномов и нолдор - гномы Белегоста начинают принимать участие в войнах, идущих на поверхности: они вступают в Пятую Битву под знамёнами Маэдроса. В то время на троне был Азагхал, правитель редкостно доблестный, но, по мнению соседей из Ногрода, и редкостно безрассудный. Хотя его безрассудство принесло свои плоды: все кузнецы Синих гор получили заказы каждый по своему умению и ковали оружие для Союза Маэдроса.
В Пятой битве Азагхал пал, тяжело ранив дракона Глаурунга, и власть перетянул на себя ногродский правитель Наугладур. Фигура его до сих пор вызывает споры не только между Ногродом и Белегостом, но и между отдельными семьями. Меньшинство считает Наугладура героем, который защитил древний священный принцип «Что моими руками сделано, то моё», а большинство (и среди них в основном белегостцы) - сумасшедшим. А дело было так.читать дальше
Гномы с самого начала времён были известны по всему Белерианду как искусные торговцы и мастера. Королевские роды эльфов не стеснялись заказывать наугрим («низкорослым») оружие, доспехи и украшения. Нолдор Первого дома и авари водили с гномами дружбу, среди них - Куруфин, сын Феанора, и Эол Тёмный Эльф. Эльфы, любившие море, выменивали у гномов самоцветы на огромные жемчужины. Так жили поколение за поколением, пока не грянул гром.
В конце Первой Эпохи наступает своеобразный перелом в отношении гномов и нолдор - гномы Белегоста начинают принимать участие в войнах, идущих на поверхности: они вступают в Пятую Битву под знамёнами Маэдроса. В то время на троне был Азагхал, правитель редкостно доблестный, но, по мнению соседей из Ногрода, и редкостно безрассудный. Хотя его безрассудство принесло свои плоды: все кузнецы Синих гор получили заказы каждый по своему умению и ковали оружие для Союза Маэдроса.
В Пятой битве Азагхал пал, тяжело ранив дракона Глаурунга, и власть перетянул на себя ногродский правитель Наугладур. Фигура его до сих пор вызывает споры не только между Ногродом и Белегостом, но и между отдельными семьями. Меньшинство считает Наугладура героем, который защитил древний священный принцип «Что моими руками сделано, то моё», а большинство (и среди них в основном белегостцы) - сумасшедшим. А дело было так.читать дальше