Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
Что мы знаем о лисе?
Ничего.
И то не все.
(с) Бран
Ничего.
И то не все.
(с) Бран
I. Немного истории.
Собственно, что мы знаем о крае, называемом "Эстолад"?
Прежде всего - то, что это имя означает "Походный лагерь", и дано оно было в 311 году ПЭ, во дни прихода людей в Белерианд, когда народ Беора по совету Финрода расселился в обширной долине между Келоном и Гэлионом. Лагерь быстро перестал быть походным и превратился в деревни и хутора, но имя осталось.читать дальше
Далее мы знаем, что тремя годами позже в Эстолад пришли люди Мараха, и тоже поселились там, к юго-востоку от деревень беорингов, "и великая дружба родилась между этими народами".
В первые годы после расселения людей по Эстоладу многие эльфы (как нолдор, так и синдар) часто бывали в Эстоладе и общались с людьми: эльфам было интересно. Судя по тому, что человеческие юноши тогда же нередко уходили на службу к эльфам, людям тоже было интересно. Некоторые из людей, особенно наследники и прочая родня вождей, хорошо знали синдарин и брали имена на эльфийский лад.
Позже по приглашению эльфийских лордов народ Беора в основном переселился в Дортонион, народ Мараха - в Хитлум и в южные предгорья Эред Вэтрин, а некоторые из тех и других - даже в окрестности Химринга. Остальные же перемешались и образовали новый народ, который, впрочем, тоже не избежал раскола.
Вот что говорят о той смуте хроники:
"Берег из рода Беора и Амлах, один из внуков Мараха, открыто заявляли: “Много дорог исходили мы, ища спасения от опасностей Средиземья и рыскающих там порождений тьмы; ибо слышали мы, будто на Западе сияет Свет. Но теперь ведомо нам, что Свет - за Морем. Не дано нам попасть в те края, где в блаженстве живут Боги. Все, кроме одного: ибо Властелин Тьмы тут, перед нами, и мудрые, но не ведающие жалости эльдар ведут с ним бесконечную войну. На Севере обитель его, говорят эльфы; там - боль и смерть, от которых мы бежали. Мы туда не пойдем”.
Тогда созван был совет людей, и собралось на него великое множество народу. И Друзья Эльфов ответствовали Берегу так: “Верно; от Темного Короля идет все то зло, от которого бежали мы; но он тщится подчинить себе все Средиземье: куда направить нам путь, чтобы укрыться от его карающей длани? Выход один: одолеть его или, по крайней мере, держать в осаде. Только доблесть эльдар обуздывает до поры его мощь; может статься, судьба привела нас в эти земли того ради, чтобы помочь эльфам в час нужды”.
На это отвечал Берег: “Это - забота эльдар! Наша жизнь слишком коротка”. Но вот поднялся некто, кого все приняли за Амлаха, сына Имлаха, и слова его звенели яростью, и дрогнули сердца внимавших ему. “Это все эльфийские выдумки, сказки, какими дурачат несмышленых новичков, - говорил он. - У Моря нет берегов. И не сияет Свет на Западе. Яркой приманкой поманили вас эльдар, а вы и рады следовать за ними хоть до границ мира! Да кому из вас довелось лицезреть хотя бы последнего из Богов? Кто видел Темного Короля Севера? Это эльдар тщатся подчинить себе все Средиземье. Жадные до сокровищ, они вторглись в горные недра, ища скрытое в них, и разъярили подземных обитателей; так поступали эльфы всегда, так будут поступать и впредь. Пусть оркам остаются их земли, нам же достанутся наши. В мире всем есть место, если только эльдар оставят нас в покое”.
Долго молчали слушавшие, пораженные такими речами, и тень страха пала на их сердца; и решились люди уйти подальше от владений эльдар. Но после вновь объявился среди них Амлах и отрицал, что присутствовал на совете или говорил подобные слова; и людей охватили сомнение и тревога."
Так Амлах, и с ним, говорят, некоторые из Друзей Эльфов, счел, что имеет личный счет к Владыке Лжи, и ушел на службу к Маэдросу. Но были и те, кто ушел с Берегом на юг и за горы, и более о них не слышали. И кроме того, нашлись люди, послушавшие того, кто казался им Амлахом, и ушедшие с ним вверх по течению Гэлиона; о них люди Эстолада также долго не слышали ничего.
Шестью годами позже в Эстолад пришли халадин, таргелионские хутора которых разорили орки. Те из людей Халет, кто не ушел впоследствии в Бретиль, тоже влились в народ Эстолада.
Большая часть Эстолада и людей, его населявших, пребывала под рукой Амрода и Амраса, меньшая примыкала к владениям Маэдроса, и до самой Дагор Браголлах ничего примечательного в этой земле не происходило. Люди умножались в числе, иногда уходили к эльфам - в обучение или на службу, роднились с дортонионскими беорингами и - с некоторых пор - иногда даже с вастаками Таргэлиона.
Дагор Браголлах, Огненная Битва, сделала с жизнью Эстолада примерно то же самое, что делает с лесом пожар сухим ветреным летом. Эльфы в какой-то мере сумели прийти на помощь людям, часть эстоладцев успела укрыться в предгорьях Андрама за поредевшей цепью застав Амрода и Амраса, а часть в крепости Химринга, но больше десяти лет Эстолад стоял пустым и разоренным. Когда эльфы снова стали собирать войска, люди, в память о былой защите и ради привычной дружбы, встали в общий строй - но уже далеко не все, хотя никто позже не говорил ни об одном предателе из эстоладцев: кто не верил в успех - тот просто не пошел воевать. Битва Слез, Нирнаэт Арноэдиад, явила остаткам народа Эстолада правоту этих непошедших.
И когда спустя еще дюжину-полторы лет пришли люди - люди, не орки и не твари! - с вестью о том, что Эстолад принимает под свою руку Владыка Севера, в крепости на холме Химринг будет стоять гарнизон людей, присягнувших Владыке Севера, и Северу отныне следует платить дань хлебом, мехом и воинами... для многих это было добрым знаком. В Эстолад возвращалась спокойная, мирная, возможно - даже почти безопасная жизнь.
II. Нынешнее положение дел, обычаи и нравы.
Итак, последние полвека Эстолад - фактически ничейная земля, пограничье неведомо чего не вполне понятно с чем. По сравнению с эдайн Дор-Ломина и Дортониона эстоладцы могут показаться нелюдимыми дикарями. Они живут разобщенно, отдельными хуторами, как жили некогда халадин в Таргелионе. У каждого хутора свои особенности, свой промысел, порой даже свои обычаи, многие из которых унаследованы от халадин вместе с образом жизни.
Известно, что халадин неохотно принимали все новое, и те из них, кто поселился в Эстоладе, вложили эту приверженность традициям в общую копилку. Их обычаи казались странными эльфам и многим эдайн, но в годы после Браголлах, когда связь эстоладцев с эльфами ослабла и истончилась, были утрачены и многие заимствования от эльфов - а их место заняли древние обычаи, принесенные из Эриадора и даже Хильдориэна.
В какой-то мере властью здесь обладает Север: крепость на холме Химринг больше 50 лет занята людьми, подчиняющимися Ангбанду, эти же люди каждую осень собирают дань с эстоладцев. Часть дани идет на прокорм гарнизона, часть отправляют в Ангбанд. Но власть эта все же в немалой мере условна, и дань - это прежде всего плата за относительную безопасность: за то, что орки и люди Владыки Севера не тронут людей Эстолада, их дома и их скот.
Впрочем, от разбойников-гаурвайт эта дань зачастую не спасает. Случатся поблизости люди Севера - защитят, случатся чуть позже - догонят, а нет - так на нет и суда нет. Иногда от гаурвайт можно откупиться, иногда даже можно нанять шайку посговорчивее для защиты хутора от других таких же - но это всегда рискованно, иной шайке может показаться мало оговоренной платы. А еще, говорят, бывают дикие орки, которым никто не указ, и от них не откупиться, разве что все те же северяне успеют на подмогу.
Если через Эстолад иногда и проходят эльфы - эстоладцы, как правило, об этом не знают. По крайней мере, если эльф надвинет пониже капюшон и не будет особенно болтлив. А то ведь могут и прибить - редко, конечно, только если решат заодно поживиться (все ведь знают, что у эльфов колдовское золото водится и всякие волшебные штуки!), и не побоятся (все ведь знают, что один эльф в драке стоит пятерых людей, если не больше, а еще эльфы перед смертью проклясть могут, и вот тогда будет совсем плохо). Но уж цену-то заломят втрое, если эльф вдруг надумает что купить. В целом представление об эльфах плавает где-то между "Да что от них бывает, кроме неприятностей" и "Не бывает никаких эльфов, вот Голодная Береза в заколдованном лесу точно есть и людскую кровь пьет, а эльфов не бывает", но большинство эстоладцев об эльфах не думает вообще. Впрочем, если эльфы для эстоладцев - сказка, то сказка все-таки страшная, полная совершенно сказочной жути. Не из тех, которые зимней ночью рассказывают.
Другое дело - гномы. Гномы - это почти так же надежно, как люди с Севера. Если бы гномы были людьми и жили меж людей, было бы даже надежнее, но все-таки они не люди. Гномов в Эстоладе уважают: и за мастерство, и за упорство, и за то, что воины справные, а еще - за то, что только гномы осмеливаются в последние полсотни лет ходить торговыми караванами. И недолюбливают - за то, что цены за свои изделия назначают немаленькие и торгуются как сво... скря... одним словом, как гномы. Вот уж о чем побасенок сложено даже больше, чем в самом деле было - о том, как человек гнома переторговать да перепить брался. Но вот если сумеешь пристать к гномьему каравану, то никакие гаурвайт тебе не страшны. Жаль только, гномы редко караваны снаряжают, а людей с собой берут и того реже.
Эстоладцы недоверчивы. Нелюди на то и нелюди, чтоб им не верить, а сосед - он, конечно, человек, но ведь чисто по-человечески и обманет. Что он, полоумный или блаженный - свою пользу забывать? С соседями роднятся, договариваются, но каждый строго блюдет свою выгоду и свою безопасность. На помощь-то, если вдруг чего, все равно соседи не успеют, даже если и захотят.
У эстоладцев нет единого правителя или старейшины. На каждом хуторе свой закон и свой обычай - такой, какой хозяин хутора поставит. Если что не нравится - никто не держит, иди свой хутор ставь, коли не боишься, или в работу нанимайся, если кто возьмет хоть за кров и стол.
Что осталось общего от прадедов - так это основа семейного и домашнего уклада: один муж, одна жена, дети повинуются родителям, работники (у кого есть) - хозяевам, старшие держат ответ за младших и за младших нередко решают. Детей, кто посмышленее, иногда еще отдают на воспитание и обучение в уважаемые семьи - бывает, конечно, что и приплатить за то приходится, кто же будет за просто так серьезному делу мальца учить. Сирот тоже подбирают, кто подобрее - те в семью, а кто поумнее - в работники. Хотя и отказать сироте в приюте - дело нехорошее: если ты к детенышу хуже зверя лесного встанешь - может, и в другом ты человек ненадежный да опасный, и дела с тобой иметь нельзя.
Суд на каждом хуторе вершит хозяин. Споров меж хуторами о пастбищах и покосах нынче не случается - людей мало стало, а земли сколько было, столько и есть. Всем хватает. Но если случается надоба, сходятся хуторские старшие на ярмарочный хутор в ярмарочную пору и решают сообща, а последнее слово остается тому из хозяев, у кого своей выгоды в этом споре нет. В обычае - доверять ручательству уважаемого человека, а уважать прежде прочих того, кто может своих домочадцев защитить и прокормить даже в нынешнее смутное время, не встревая притом в странное. Если за тебя и поручиться некому - то человек ты нестоящий и опасный, да и человек ли ты на самом деле?
В Эстоладе не только мужчины, но и многие женщины умеют пользоваться оружием; более прочего в ходу копья, топоры и луки, ну и все, что из обихода применить можно - ножи, серпы, косы, вилы, кнуты. Многие держат собак, если могут прокормить. В прадедовские времена, до Огненной Битвы, учить женщину драться считалось скорее блажью, которой потакает глава семьи; нынче же хочешь ли, нет ли, а выживать надо, не от разбойников - так от волков отбиться, волки-то что ни зима, все злее делаются и все ближе к человеческому жилью подходят. Кто не отобьется - того и заедят, весной только выстывшие стены за вами найдут. Оружие, понятно, своей ковки, редко у кого гномий топор случается - дорогая штука, хоть и нужная.
Эстолад кормится охотой, животноводством и собирательством куда больше, чем полями и огородами. Земля здесь хоть и плодородна, но открыта и ветрам, и оркам, а потому немногие решаются возделывать ее, зная, что посевы и посадки в любой день и час могут быть потоптаны и разорены. Люди Эстолада умеют приручать и разводить животных еще со времен переселения из-за гор - как говорят летописи (в самом Эстоладе, разумеется, не сохранившиеся), народ Мараха пришел с лошадьми, ослами, стадами овец и коз. А вот с лесом эстоладцы по большей части на "вы": большинство лесов по окраинам Эстолада долгое время были эльфийскими, и память об этом, непрочная и невнятная, людей еще пугает. Хотя дрова и шкуры все равно нужны, а самые безрассудные и бортничать берутся в бывших владениях бессмертных.
Местных гаурвайт, разумеется, все это заботит мало: им бы хоть как выжить, а не гадать по месяцу, что страшнее - Голодная Береза, эльфийские призраки или хуторянин с вилами.
III. Что эстоладцы знают об окружающих землях
(ВАЖНО!!! Это не объективная и точная картина устройства земель вокруг Эстолада, это именно то, что знают и в чем уверены эстоладские люди. Помните, что
1. Крепость на холме Химринг.
Там живут люди. Они держат руку Севера. Они суровы, жестки, но в основном справедливы - по крайней мере, у них есть законы, и эти законы карают северян так же, как любого эстоладца, а орков - еще суровее.
В крепость можно прийти попросить помощи. Есть люди, ныне живущие, которые эту помощь даже получали. Вот ярмарочный хутор северяне охраняют под каждое торжище, туда даже орки вообще не приходят.
Иногда люди Севера роднятся с эстоладцами. Есть женщины, взявшие в мужья воина из крепости на холме Химринг и родившие ему детей. Есть семьи, выдавшие дочерей в крепость (хотя порой такие жены лишь гостят у мужей, а детей рожают и растят в родительском доме). Есть и те, кто женился на женщинах из крепости - хотя это и редкость, там мало женщин, и некоторые из них - воительницы, не берущие себе мужа.
Когда люди Севера приходят за данью, они берут столько, сколько оговорено, и не забирают последнее. Если урожая и добычи на дань недостает, можно откупиться человеком - отдать родича в гарнизон или женщину в работницы не зазорно, а от дани могут на несколько лет освободить.
Люди Севера не всегда сдерживают орков, разоряющих хутора и нечастые караваны - иногда, вероятно, не могут, но иногда, скорее всего, и не хотят, а может, у них и приказ есть о том, когда орков послать с огнем и топором, а когда придержать или наказать за своеволие.
Говорят, что холмы вокруг крепости набиты ловушками, а сам Химринг источен подземными ходами, но мало кто проверял, а люди из крепости ходят по холмам спокойно, а внутрь идут через ворота. Вот колодец в крепости точно есть. Даже не один, наверное.
Еще говорят, что крепость на самом деле заколдованная, и люди там иногда пропадают бесследно из-за старого эльфийского колдовства. Нет, ну правда же, не могли же эльфы оставить свою крепость и не заколдовать ее на прощанье. Просто колдовство Владыки Севера сильнее. В основном.
2. Земли севернее Химринга и окрестных ему холмов.
Там нет ничего живого, кроме орков. Говорят, когда-то там была зеленая равнина, где эльфы пасли многотысячные табуны, но все сгорело в Огненной Битве, и теперь там только пепел, на котором за сотню лет ничего не проросло.
Оттуда приходят орки и твари. Некоторые слушаются людей из крепости, некоторые - нет.
А совсем-совсем на Севере есть Железные Горы, внутри которых - крепость Владыки Севера. Он не человек, и служат ему не люди, а чудовища. Он сильный и страшный, его даже эльфы боятся.
3. Синие Горы.
Там живут гномы. Прямо внутри горы.
Гномы бородатые, низенькие, но живут дольше людей, пьют больше и дерутся лучше. Гномы с людьми торгуют, но не роднятся и обычно не дерутся.
У гномов очень хорошее оружие, лучше человеческого и, говорят, даже лучше эльфийского. Хотя кто из живущих то эльфийское оружие видел-то, кроме стрел? Вот именно, что никто не видел! Так что точно лучше - то, что есть, всяко лучше того, чего нет. Украшения у них тоже очень красивые. Но у них все дорого, только самые богатые хуторяне могут себе позволить купить гномий нож или топор. Или хотя бы маленькие сережки, даже без камушка.
Еще в Синие Горы можно пройти, только если гномы сами кого с собой проведут подземными дорогами. Потому что между Эстоладом и Синими Горами - река и эльфийский лес Семиречье, а где не Семиречье - там Таргэлион с орками и тварями.
4. Таргэлион.
Раньше там жили эльфы. Давно, до Огненной битвы. Теперь там живут только звери и птицы. Там хорошая охота, и мед там хороший, и ягод много. Только туда ходить опасно - там рядом эльфийское Семиречье, а еще туда часто забредают орки и волки, и хуже нет - попасть между орками и остроухими. Но если осторожно и быстро - то, говорят, иным бывает немалая удача.
5. Семиречье.
Эльфийский лес. Большой, богатый, но там живут эльфы, и они не любят людей. Говорят, так всегда было, сколько люди тут живут. Только раньше они просто никого не пускали в лес, а теперь и пристрелить могут. Сначала стреляют, а потом не спрашивают.
Сейчас, говорят, стреляют, даже если кто просто на берег Гэлиона вышел и в реку полез. Первую стрелу, правда, рядом кладут, только вторую - насмерть.
Гномов они там тоже не любят, лет тридцать назад гномий караван перебили и все, что тот караван вез, в реку побросали. Не в Гэлион, в один из притоков. И хорошо, что не в Гэлион, а то ж никакой силой было бы не удержать дурных да жадных, кто в реку полез бы за гномским золотишком.
А еще в том Семиречье есть заколдованный остров, кто там живет - тот не умирает и даже не старится. Только туда не дойти никому.
6. Крепость на холме Амон Эреб.
Последняя крепость эльфов. Совершенно точно эльфийская, совершенно точно последняя - так и гномы говорят, и даже люди Севера, а уж они-то знают. Орки, которые через Эстолад проходят, обычно идут именно туда. Ну и оттуда потом идут, хотя и изрядно побитыми.
Эльфы оттуда тоже иногда выходят, но Эстолад не прочесывают, за орками почти не гоняются, и даже к гномам торговать ездят не каждый год - чаще до ярмарки на большом хуторе у гномьего моста. Мало, говорят, тех эльфов уже осталось. Да и крепость эта по их меркам так, охотничья избушка - ну то есть так люди Севера говорят, кто и эту крепость видел, и большую на холме Химринг. Хотя если у них такие избушки и такой недостаток... нам бы так жировать.
А еще вроде как там есть люди. Правда, непонятно, люди ли они еще, потому что эльфы - колдуны. Вот старший в той крепости точно колдун, потому что калека просто так не бывает вождем, даже у нелюдей, только если сильный колдун и всех прочих перемочь способен. И второй главный тоже колдун, ему словом огонь поднять - что человеку топором махнуть, а еще он сердце променял на колдовской голос и с тех пор ни смеяться, ни плакать, ни жалеть не умеет. Так что и люди там хорошо если околдованные, а то, может, и не люди уже - иначе ходили бы в Эстолад, как люди, и роднились бы с людьми, а они даже торговать уже не ходят, все эльфы, да через гномов иногда.
А еще они там все прокляты. Дважды. Их Владыка Севера проклял, а до того еще кто-то, у кого они сокровища похитили и не сумели ни вернуть, ни удержать.
7. Дориат.
Раньше там жили эльфы. Совсем недавно перестали, даже не деды - отцы да матери помнят, лет тридцать назад это было. Никого к себе не пускали, хоть и не так злобно, как в Семиречье - просто пограничная стража ходила, кому надо со стражей связываться лишний раз. А перестали там жить после того, как в тот лес пришли другие эльфы, с холма Амон Эреб, и всех перебили. Зачем - не знает никто, может, вражда у них была, а может, сокровище свое краденое искали, только непонятно, почему именно там.
В этом лесу много зверья водится, птиц так вообще пропасть, ягодники, только грибов нет совсем. Туда даже охотники заходить рискуют, только от опушки не больше чем на три перестрела. Дальше в лесу, говорят, и колдовство осталось, и живые деревья - Голодная Береза и жена его, а может, и еще кто, и те живые деревья людей едят и кровь людскую пьют.
А вот орки туда не ходят - боятся. Оно и верно, Голодной Березе в голодную зиму и орк под корни сгодится. И волков там почти нет.
8. Нан-Эльмот.
Там колдун жил. Человек или нет - никто не знает, только туда, в рощу, и сейчас никому хода нет. Если повезет, на опушке заблудишься и три дня проблукаешь, а не повезет - даже костей не найдут. Волков там нет, вообще крупного зверя нет, только пауки, вороны да всякая мелкая дрянь, что падаль жрет. Впрочем, там и дельного ничего нет, так, сушняка разве набрать на дрова, только кому надо за тем сушняком в такое место тащиться.
Вот ведьма там рядышком живет - наверное, она туда за дровами и захаживает. Ну да у ней отец был шаман, и прабабка, говорят, была знахарка, с эльфами зналась, ей-то колдовство - что ветер: может, и страшно, может, и не по силам, а каждый день бывает и ничего особенного в том нет.
9. Нан-Дунгортеб.
Что хорошего может водиться между горами, где все выгорело и проклято, и эльфийским лесом? Ничего хорошего там водиться не может. Говорят, туда ни эльфы не ходили, ни орки теперь не ходят. А вот пауки там здоровенные, с корову. И вода там ядовитая, ее пить нельзя - сразу окочуришься.
А может, и еще хуже там все, никто из нынче живых не ходил проверять. Страшно же.
10. Земли южнее Андрама.
Туда эльфы с холма Амон Эреб войной ходили. Недавно, десяти лет не прошло. И полон оттуда привели, про то северяне с Химринга говорили. Зачем им полон - неведомо, может, для колдовства какого, а может, работать некому. А иные говорят, что в том полоне женщин и девиц было много, а стало быть, верно, что эльфы нынче вовсе вымирают, и потому живых жен себе ходят добывать, как вастаки смуглолицые.
Но если туда войной ходили и даже полон привели - значит, там живут, и, видать, неплохо живут. Ну да там тепло и море, чего б не жить. Не было бы страшно, что там от орков оборонить некому, да и от этих эльфов, которые войной на своих ходят - может, стоило бы и расселиться в тот край. Но боязно. А заманчиво все же.
11. Земли на западе, за Дориатом.
А там вообще никто не живет. Или почти никто, вот, может, лесовики еще живут, сходил бы кто, проверил. Вот если пойдут гномы торговать в ту сторону - надо будет потом спросить, нашли кого или так впустую сходили. Хотя гномы впустую подошвы бить не станут, стало быть, есть зачем да кого искать.
Раньше там и люди жили, и эльфы, и помногу, а теперь от эльфового леса до самого Великого Моря поди найди хоть кого. Потому что сначала там была Огненная Битва, потом еще Битва Слез, а потом орки, и все оттуда ушли, кто на восток за горы, а кто на острова за море, а кто не ушел - тот умер, ну или орки порезали.
VI. Что еще мы знаем об Эстоладе и эстоладцах
1. Внешность эстоладцев.
На момент начала игровых событий в Эстоладе обитают люди самой разной внешности, поскольку Эстолад стал, по сути, плавильным котлом, сплавившим все проходившие через него народы в нечто совершенно новое.
Люди народа Мараха, по большей части, были высокими, светлокожими, с соломенными или золотыми волосами и серовато-голубыми глазами, хотя и темноволосых среди них можно было встретить немало - вследствие давнего смешения с людьми иных племен. Они были сродни народу Беора, и родственны были их наречия (эльфийские мудрецы считали, что оба языка восходят к одному и разделились вместе с народами, которые на нем говорили).
В племени Беора обычными были каштановые волосы и карие глаза, кожа у многих не была бледной, а иные оказывались смугловаты. Сказано, что народ Беора был скуп на смех и слезы, твердо переносил лишения и скорбь и оставался стойким даже там, где не было надежды.
Халадин были ниже ростом, более тонкими и гибкими, и привычки их и тела были наиболее приспособлены к лесному житью. Они описаны как народ гордый, верный и упорный - но часто упорство переходило в упрямство, а гордость толкала на безрассудство.
Вастаки же, смуглые, темноволосые и узкоглазые, пришли в Эстолад позже других, но были многочисленны, и кровь их оказалась сильна. Невысокий рост принесли они эстоладцам, коренастое сложение и любовь к лошадям.
С течением времени различия сглаживались, ибо все народы, населившие Эстолад, перемешались между собой. Быстрая смена поколений и обычай отдавать детей на воспитание и принимать в семьи сирот, даже тех, чьи родители неведомы, только способствовали этому смешению.
NB: на игре нет отбора по внешности или обязательного внешнего соответствия персонажу. Данный раздел - описательный, присутствует в тексте для более полного представления о регионе.
2. Одежда, аксессуары, предметы личного обихода.
Люди Эстолада одеваются просто и практично.
Мужской костюм состоит из короткой нательной рубахи, верхней рубахи подлиннее, штанов, обуви и пояса. Женский наряд отличается разве что длиной (по щиколотку или чуть выше), зачастую - передником, и тем, что штанов женщины обычно не носят. Покрой рубах и платьев простой - прямой, трапециевидный, клешеный клиньями; при пошиве можно ориентироваться на "скандинавки". В ходу у людей любого пола и возраста безрукавки, гетры, вязаная одежда. Плащи, шапки, худы носятся по большей части для тепла, а не для украшения, и по покрою одинаковы для мужчин и женщин. Женщины могут также повязать платок - и под шапку, и вместо нее, и во всю себя намотать, если платка хватит.
Расцветки по большей части простые и не особенно яркие - зеленые, коричневые, охряные тона, неяркий синий, серый, клетка и полоска, красители - растительные. Дорогие минеральные краски (яркие красный, синий, черный) водятся в основном у гномов и не всем по карману (да и покупать их станут не все - топор или лемех в хозяйстве полезнее). Из отделки в ходу вышивка, тканая и плетеная неметаллизированная тесьма, полосы и клинья из ткани другого цвета, аппликации, изредка вышивка бисером (в основном тоже покупным у гномов). Узоры и орнаменты по большей части геометрические, возможны обильные заимствования вастачьих и гномьих орнаментов.
Мех, замша и шерсть доступны практически всем. От достатка зависит, насколько редкий мех доступен человеку - стриженая овчина или цельноснятая медвежья шкура, - и качество выделки.
Украшения, как правило, делаются из дерева, кости, рога, глины (в том числе глазурованной), кожи, иногда даже из тесьмы, бечевы и ярких ягод. Металлические украшения дороги, большинство их привозят гномы, изредка попадаются вещицы эльфийской работы. Местные металлические украшения - медные, сравнительно несложные, витые или литые, иногда с насечкой. Встречаются бусины из обточенных недорогих красивых камней, жемчуг и стеклянные бусы - большая редкость.
Утварь по большей части глиняная, деревянная, короба и сумы - кожаные и берестяные. Вообще много мелких обиходных вещей (от гребней и поясков до посуды и светцов) делается из полос кожи, веток и корней, непригодных для изготовления более крупных предметов.
NB: игра не требует полного соответствия материала, технологии и внешнего вида каждого бытового предмета описанию. Описание бытовых предметов дан для более полного представления о регионе. Но мастера будут рады, если люди Эстолада заморочатся наиболее распространенными предметами, материалами и узорами как материальной основой своей игры.
3. Язык Эстолада.
Наречие Эстолада так или иначе взросло на смешении наречий Трех племен Эдайн - вариаций талиски, в свою очередь, впитавших немало от нандорина и аварина. Известно также, что язык халадин сильно отличался от других человеческих наречий, язык народа Беора был практически полностью забыт, а от языка народа Мараха произошел в дальнем будущем адунаик, язык людей Нуменора.
Поскольку словаря талиски Профессор нам не оставил, а словарь нандорина скуден, при выборе имен персонажей можно ориентироваться на известные нам имена людей Трех Племен (см. список), а также на имена скандинавского или древнеанглийского звучания. Полноценно опираться на нуменорские имена не нужно: в основе адунаика лежит все-таки не наречие Эстолада как таковое, а лишь одна из его основ, да и не создан пока еще тот адунаик.
Стоит учитывать, что народ Эстолада утратил дружеские отношения с эльфами уже более 70 лет назад, а следовательно, утрачены и надобность в изучении эльфийского языка, и симпатии к эльфийской культуре. Девочку могут назвать Зимрахин или Ангвин, но вряд ли Глорэдэль или Мэльдис, так же, как мальчика назовут скорее Браном или Малхаром, чем Араданом или Дорласом.
3.1. Языковые маркеры
"Усредненная" талиска отыгрывается просторечным русским без дополнительных маркеров.
3.2. Имена
Для эстоладцев тексты упоминают ОДНО человеческое женское имя, не заимствованное из синдарина - Зимрахин.
Мужских имен упоминается больше, но каждое из них упомянуто в связи с каким-либо из Трех Племен:
Амлах
Балан
Баран
Берег
Гундор
Имлах
Магор
Малах
Мантор
Марах
Халдад
Халдан
Халдар
Хатол
Хундар
В связи с явной недостаточностью такого списка для персонажей из Эстолада можно брать любые имена, упоминающиеся в текстах для людей Белерианда, кроме имеющих явно сходное с синдарином звучание. Также можно обратить внимание на кельтские и исландские имена. Персонажи, имеющие в ближайшей родне вастаков, могут посмотреть на имена тюркоязычных народов.
При желании использовать корни из адунаика будьте очень осторожны: адунаик, конечно, произрос впоследствии из языка людей Белерианда, но на начало игры нет еще никакого адунаика.
V. Чего нет:
- многоженства;
- рабства;
- обычая кровной мести;
- явного и сознательного морготопоклонничества;
- осознанного поклонения Единому и Валар;
- поголовной грамотности;
- знания неродных языков в объеме сверх необходимого;
- браков и сходных по смыслу союзов с кем-то, кроме людей, и потомков от подобных союзов (в отличие от слухов и бранных выражений на эту тему).
VI. Что можно почитать
1. Расширенный Сильмариллион, глава 17 (компиляция Арторона) - об Эстоладе и его истории:
tolkien-study.org/index.php/silmarillion-extend...
2. "Чего боялись Кэлегорм и Куруфин?" (статья Кеменкири) - об Эстоладе и его истории, и о первых крупных нападениях орков уже на людей Эстолада:
tolkien-study.org/index.php/article-collection/...
3. "Скитания Хурина" - о нравах и обычаях:
kemenkiri.narod.ru/Hurin11.zip (Файл doc, "пользовательская версия" - убрано большинство редакторских заметок) или www.kulichki.com/tolkien/cabinet/war/hurin.shtm... (целиком)
4. "Нарн и Хин Хурин" ("Турин среди изгоев", и далее от главы "Приход Турина в Бретиль" до конца, включая примечания и приложение в том же тексте) - тоже о нравах и обычаях в разных видах: www.kulichki.com/tolkien/cabinet/neokskaz/narn....
5. "Маэглин" - о географии, гномьих дорогах, и карта там тоже есть:
tolkien-study.org/index.php/translation/154-mae...
VI. Хронология - об Эстоладе.
262 Рождение Беора.
282 Рождение Мараха.
310 Финрод встречает людей Беора.
311 Финрод возвращается к себе.
312 В Белерианд приходят халадин и поселяются в Таргелионе.
313 В Белерианд приходят люди Мараха и поселяются в Эстоладе.
330-380 Переселение людей в земли эльфов.
355 Смерть Беора.
369 Эстоладская смута
375 Нападение орков на халадин в Таргелионе. Гибель Хальдада и Хальдара.
376 Смерть Мараха.
376-390 Халадин живут в Эстоладе.
455 Дагор Браголлах. Конец Осады Ангбанда.
469 Злой ветер из Ангбанда.
472 Нирнаэт Арноэдиад.
506-507 Разорение Дориата феанорингами.
540 Начало событий игры.
VII. Локации и вакансии
Хутор 1
Находится: в междуречье Келона и Малого Гэлиона, севернее Нан Эльмота, ближе других хуторов к крепости на холме Химринг.
Кормится: скотоводство (овцы, козы, возможно - свиньи). Хутор, который может позволить себе держать поле.
Уже живет: Ангвин Осиное Гнездо (игрок - Келайрэ), 27 лет, старая дева, охотница и лекарка. Характер язвительный, язык длинный. При ней большой черный кот.
Часто гостит: Ринко, охотник, обучающий упомянутую Ангвин стрельбе из лука, чтению следов и лекарскому делу (игрок - Хэльвдис helwdis). Он же подарил ей кота лет десять назад.
Нужны:
- отец и/или мать Ангвин, мечтавшие выдать ее замуж за военачальника из крепости на холме Химринг, но не преуспевшие (поскольку и дева, и предполагаемый жених были против). Требования к персонажам: возраст от 50 лет, готовность умереть от старости во второй день игры (хотя бы минимальная), умеренно альтернативная мораль и этика. Возможна неумеренная жадность или амбиции (по большей части неудовлетворенные). Также прилагаются: несбывшиеся мечты, несостоявшийся жених, немаленькие по меркам Эстолада богатства (материальное выражение богатства можно обсуждать).
- возможный кандидат в женихи, также благополучно увернувшийся от женитьбы (или, наоборот, жестоко обломавшийся в своих надеждах). Требования к персонажу: возраст от 28 лет, проживание на другом хуторе.
- старшие братья Ангвин. Требования к персонажам: возраст от 28 до 35 лет, склонность неумеренно баловать младшую сестру, хозяйственность, способность дать орку в лоб тяжелым предметом и отбиться от волка (один из таковых обсуждается, рады будем еще двоим-троим).
- жены (вдовы?) и дети старших братьев Ангвин. Требования к персонажам: родственные связи на других хуторах.
- работники на хуторе. Требования к персонажам: работоспособность, возраст от 10-12 до 50-60 лет, для более старших персонажей - умение обосновать, зачем да почему такую дряхлую развалину на хуторе еще кормят. Происхождение произвольное - хоть с других хуторов, хоть из бывших гаурвайт, хоть бродяги.
Хутор 2
Находится: недалеко от слияния Кэлона и Ароса, в виду Арториэна и Рэгиона.
Кормится: лекарское дело, травы, собирательство, возможно - огород, свиньи или козы.
Уже живут:
- Рагнейд (игрок - Лэйтэ), 22 года, девица-перестарок, лекарка и травница. Характер мирный и мягкий. Временами ходит через реку в бывший эльфийский лес - за травами и семенами.
- ее мать (игрок - Хронист Рене), 40-45 лет. Хозяйственная, добрая. Считается вдовой.
Часто гостит: Энгор, командир крепости на холме Химринг (игрок - Горт onomori).
Нужны:
- родня, можно дальняя / приемная / по мужу, можно на другом хуторе.
- пациенты (бывшие и действующие) с других хуторов.
- возможно - ученик (любого пола, предположительно небольшого возраста).
- возможно - претендент на руку Рагнейд.
Хутор 3
Находится: недалеко от брода Сарн Атрад.
Кормится: ярмарками раз в месяц-два. Предоставляет кров людям, стойла и коновязи животным, по договоренности еду, ну и собственно место для торга - обширный луг возле хутора. Помимо этого, возможны кузница, огород, разведение лошадей или овец.
Уже живут:
- семья работников (есть игроки - Юлианна, ее супруг и их пожизневый сын).
Часто гостят:
- люди из крепости на холме Химринг.
- люди с других хуторов, кому есть что продать и/или есть на что покупать.
- вероятно, гномы тоже.
Нужны:
- хозяева хутора. Требования к персонажам: средний возраст или старше, мораль и этика "чотких деловых людей", некоторая амбициозность, нелюбовь к дракам и тем более к сражениям, но при этом способность за себя постоять.
- дети и родители хозяев хутора.
- прочая родня.
- работники. Требования к персонажам: исполнительность, стрессоустойчивость, выносливость, способность за себя постоять, крепкое здоровье, не подростки, не дряхлые старцы.
Хутор 4
Находится: между Кэлоном и опушкой Нан-Эльмота, ввиду Арториэна.
Кормится: бортничество, собирательство, огород, свиньи или козы.
Уже живут:
- хозяйка хутора (игрок - Анна Мурашова), тетка лет 40 - по слухам, ведьма, говорят, что ей нетопыри да пауки служат, и вообще как скажет - так сглазит. Говорят еще, что отец у нее вастачий шаман, а прабабка с эльфами зналась. Может, и брешут.
Нужны:
- редкие гости хутора.
- бывшие заказчики, пациенты и жертвы.
Хутор 5
Около года-полутора назад был разорен орками, выжил ли хоть кто-то - достоверно неизвестно. Говорят, люди из северной крепости орков перехватили на обратном пути, но слишком поздно.
Находился: на юге Эстолада, в предгорьях Андрама.
Кормился: козы, огород, небольшое поле ячменя.
Живут:
- да никто там уже не живет. Разве что бродяги какие прибьются.
- но семья там жила большая - три поколения, в том числе несколько детей младше возраста свадебного сговора, да старшие дети "молодого" хозяина - от первой жены еще.
- в частности, года два назад одна из старших дочерей хозяина, выданная замуж на дальний северный хутор, овдовела и вернулась к отцу, и, скорее всего, погибла вместе с хутором.
Возможны:
- 1-3 выживших в различном затруднительном положении (обсуждаются)
@темы: О локациях и регионах